Маньеризм в искусстве, архитектуре и живописи

Маньеризм в искусстве и архитектуре

Маньеризм в переводе с итальянского означает «вычурность». Многие искусствоведы склонны не рассматривать его как отдельный архитектурный стиль и считают маньеризм лишь переходным этапом от Ренессанса к Барокко, своеобразным периодом упадка между двух взлетов архитектурной и культурной мысли.

Причины зарождения маньеризма

Свобода и гармония, достигнутые в эпоху Возрождения, постоянно подавлялись в жизни светскими и церковными запретами. Эта дисгармония и породила фальшивый и мелочный стиль маньеризма. Он возник как отражение неуравновешенности самой эпохи.

Маньеризм в искусстве — это целая плеяда мастеров, прославивших Италию, давшая миру выдающиеся произведения. Влияние маньеризма на всю историю искусства трудно переоценить. Этот стиль — начало великолепного и блестящего периода в искусстве, архитектуре и дизайне. Многие совремнные стили родом из той эпохи.

Основные характеристики маньеризма

Характерной чертой маньеризма в архитектуре является нарушение сбалансированности и гармоничности Ренессанса. Архитекторы–маньеристы нередко применяли искажение форм и пространства. Основной упор делался на детализацию и эффектность. Использовались не мотивированные структурные решения, вызывающие ощущение беспокойства с большим количеством элементов гротеска. Зачастую период маньеризма сравнивают с эпохой полного упадка строительства в Риме. В маньеризме отчетливо ощущаются усталость и исчерпанность.

Маньеризм в архитектуре

Вынужденная конкуренция заставила архитекторов делать все больший акцент на внешних эффектах, демонстрируя мастерство и оригинальность. Но тем сильнее выступали скудость замысла, подражание и вторичность. Рваные линии контуров зданий и практически полное отсутствие симметрии при переизбытке декоративных элементов создавали тяжелые для восприятия, режущие глаз композиции. Самыми крупными и заслуживающими внимания архитектурными проектами этого периода являются расположенный в Мантуе Палаццо дель Те и флорентийская Библиотека Лауренциана. И все же иногда маньеризм обращался к прекрасным формам Ренессанса. Яркое тому подтверждение — мост Санта–Тринита через реку Арно. В архитектурном маньеризме было и особое течение – стилизация построек под гроты, пещеры и поросшие мхом стены.

Живопись периода маньеризма

Церковная роспись и полотна на религиозные темы этого периода отличаются сильно акцентированным эротизмом и изломанностью линий. Перегруженность композиций и использование едкой цветовой палитры становятся их главными характерными чертами. Широко используются причудливые эффекты игры света и тени. Тела на полотнах чаще всего удлинены или даже деформированы.

 

Скульптура эпохи маньеризма

Скульптурные композиции в основном выполнялись под античность. Но, так же как и все произведения искусства периода маньеризма, изобиловали элементами гротеска и неестественностью поз. Самыми известными скульпторами и художниками этого времени были Бенвенуто Челлини, Россо Фьорентино, Джованни Булонья и Никколо дель Аббате.

Архитекторы – маньеристы

Самыми известными архитекторами периода маньеризма были Бартоломео Амманати, Джулио Романо, Джорджо Вазари и другие. Благодаря тому, что многие из них работали и строили далеко за пределами своей родины, маньеризм распространился по всей Европе.

Поделиться:

Leave a Comment